Болгарская средняя школа №1

 

 

 

Районный семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по теме:

«Профильное обучение»

 

Надежда Васильевна Ильдарханова

учитель химии

I квалификационной категории

 

 

 

20 апреля 2006 г

 

 

 

 

Тема: «Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза»

 

 

Цель урока:  ознакомить учащихся со свойствами и нахождения в природе крахмала и целлюлозы. Рассмотреть строение. Провести сравнительный анализ двух полисахаридов.

 

I.            Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

1.           Энергизатор «Передай энергию» (данные упражнения стимулируют внимание учеников, активизируют умственные способности, вовлекают их в совместную деятельность, помогают лучше узнать друг друга)

2.           Вступительное слово учителя

 Ребята мы с вами изучали моносахариды, а что вы знаете о глюкозе, которая является основным представителем данного класса.

Мозговой штурм (основное правило желательно не повторяться, время на обдумывание одна минута). Учитель на доске записывает высказывание учащихся.

А теперь давайте выделим самое главное из написанного что характеризует особенности класса моносахариды. Подводим итог.

3.           Давайте послушаем стихи которые написали ученики класса и посвятили их глюкозе.

 Автор Порамончева Светлана

 

Надежда Васильевна в класс к нам вошла,

С парты учебник бодро взяла;

10 «Б» класс взглядом враз обвела,

и урок химии вмиг начала.

«Сегодня, ребята, - сказала она, -

ваша тетрадка вам будет нужна,

тема эта хоть и трудна,

но в нашей жизни очень важна!

Откройте учебники, страница 200,

И прочитайте-ка тему вместе!

Как на первом свиданье без розы,

Жить невозможно нам без глюкозы!

На Надежду Васильевну взгляд поднимая,

Димка подумал, враз все бросая,

И удивительно и долго моргая

«Какая – же она, однако крутая!»

«Надежда Васильевна, вас понимаем,

мы тоже к ней чувства такие питаем,

как хороша Глюкоза – певица

знает моя лишь только сестрица!»

 

 


Автор Нигманова Альбина

 

Что такое глюкоза?

Мы ответим легко,

Знаем точно из химии

Что оно вещество.

Вещество не простое

Скажем мы вам притом

Ведь глюкоза является

Альдегидоспирто веществом.

Без нее нам поймите,

Вовсе не обойтись

Она свет наш в окошке

 Сохраняет нам жизнь

В медицине глюкоза

Нам поможет всегда

А сорбитом излечит

Коль такая беда.

Что такое глюкоза?

Вот узнал ты теперь

Я сказала всю правду

 

 

II.               Изучение новой темы «Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза»

Знаете ли вы что:  … (сообщение ученика)

Полисахориды – крахмал, гликоген, декстрины, целлюлоза и т.д. – углеводы, которые гидролизуются с образованием множества молекул моносахоридов, чаще всего глюкозы.

Чтобы вывести формулу полисахаридов, нужно от молеку­лы глюкозы «отнять» молекулу воды и записать выражение с индексом п: 6Н10О5)п — ведь именно за счет отщепления молекул воды в природе образуются ди- и полисахариды.

Роль углеводов в природе и их значение для жизни челове­ка чрезвычайно велики. Образуясь в клетках растений в ре­зультате фотосинтеза, они выступают источником энергии для клеток животных. В первую очередь это относится к глюкозе.

Многие углеводы (крахмал, гликоген, сахароза) выполняют запасающую функцию, роль резерва питательных веществ.

Кислоты РНК и ДНК, в состав которых входят некоторые углеводы (пентозы — рибоза и дезоксирибоза), выполняют функ­цию передачи наследственной информации.

Целлюлоза — строительный материал растительных кле­ток — играет роль каркаса для оболочек этих клеток. Другой полисахарид — хитин — выполняет аналогичную роль в клет­ках некоторых животных — образует наружный скелет чле­нистоногих (ракообразных), насекомых, паукообразных.

Углеводы служат в конечном итоге источником нашего питания: мы потребляем зерно, содержащее крахмал, или скармливаем его животным, в организме которых крахмал превращается в белки и жиры. Самая гигиеничная наша одежда сделана из целлюлозы или продуктов на ее основе: хлопка и льна, вискозного волокна, ацетатного шелка. Деревянные дома и мебель построены из той же целлюлозы, обра­зующей древесину. В основе производства фото- и кинопленки все та же целлюлоза. Книги, газеты, письма, денежные банк­ноты - все это продукция целлюлозно-бумажной промыш­ленности. Значит, углеводы обеспечивают нас всем необходи­мым для жизни: пищей, одеждой, кровом.

Кроме того, углеводы участвуют в построении сложных белков, ферментов, гормонов. Углеводами являются и такие жизненно необходимые вещества, как гепарин (он играет важ­нейшую роль — предотвращает свертывание крови), агар-агар (его получают из морских водорослей и применяют в микроби­ологической и кондитерской промышленности — вспомните знаменитый торт «Птичье молоко»).

Необходимо подчеркнуть, что единственным источником энергии на Земле (помимо ядерной, разумеется) является энергия Солнца, а единственным способом его аккумулирова­ния для обеспечения жизнедеятельности всех живых организмов является процесс фотосинтеза, протекающий в клетках живых растений и приводящий к синтезу углеводов из воды и углекислого газа. Кстати, именно при этом превращении об­разуется кислород, без которого жизнь на нашей планете была бы невозможна.

фотосинтез

           6CO2 + 6H2O                  à                         C6H12O6 + 6O2                   

 

Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа. Учитель разъясняет цели и задачи урока.

1.     Изучение целлюлозы и крахмала в сравнении.

2.     Работа с учебником  стр. 206-210

 

Крахмал

Целлюлоза

Формула

(C6H10O5)n

(C6H10O5)n

Природный полимер

Как построены структурные звенья

Остатки альфо -глюкозы

Остатки бетто – глюкозы

Чем отличается альфо от бетто – глюкозы

Молярная масса

От несколько сотен до несколько тысяч

Несколько миллионов

Структура молекулы

Линейная и разветвленная

Линейная

Нахождение в природе

Находится в картофеле 20%,  в пшеничных и кукурузных зернах 70%, в рисе 80%

В волокнах льна и конопли 80%,

хлопка 95%, в древесине 50%

Физические свойства

Порошок белого цвета

Твердое волокнистое вещество

Отношение к воде

В горячей воде набухает образуя коллоидный раствор

Не растворяется

 

Знаете ли вы что … (сообщение ученика)

Коллоидные растворы  отличаются от истинных растворов размерами растворенного вещества и, следовательно, обладают специальными свойствами. В истинных растворах размер частиц 1 нм. (1 нонаметр = 10-9 метр), в коллоидных от 1 до 100 нм.

Коллоидные растворы образуют при растворении в воде некоторых высокомолекулярных веществ, например крахмала, белков.

Характерное свойство коллоидных растворов – их прозрачность, в этом они схожи с истинными растворами. Но если через коллоидный раствор пропустить луч света, то появиться светящейся конус. Это отличает их от истинных растворов.

 

Это интересно …

Каким образом получают накрахмаленное белье, если крахмал не растворим в воде? (под действием нагревания горячим утюгом крахмал превращается в декстрины, которые склеивают волокна ткани и образуют плотную пленку, предохраняющая ткань от быстрого загрязнения)

 

Характерная реакция

Крахмал + йод    à       синее окрашивание

 Нет

Химические свойства

Реакция горения

Горит

Горит

Гидролиз

Крахмал  à  декстрины             

à мальтоза à       глюкоза

Нет ферментов которые бы переваривали целлюлозу в организме человека

Образование сложных эфиров

Не нашли практического применения

Тринитроцеллюлоза применяется в производстве бездымного пороха и триацетатцеллюлозы идет на изготовление искусственного шелка

 

III.  Закрепление полученных знаний.

Итак ребята мы составили с вами краткую запись по основным свойствам крахмала и целлюлозы, а теперь на основании этой записи попробуйте составить рассказ об этих веществах.

Общий итог урока.

IV. Домашнее задание.

Hosted by uCoz