Болгарская средняя школа №1

 

Районный семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по теме:

«Профильное обучение»

 

Выступление из опыта работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе

 

Валентина Павловна Заварихина

I квалификационная категория.

 

 

20 апреля 2006г

 

 

 

 

 

Изменение во многих сферах российской социально – экономической жизни не могут не отражаться на состоянии школьного образования. Быстро меняющаяся действительность требует от выпускников  школы не только определенного уровня знаний, но и наличия определенного интереса к знанию, навыков самостоятельного альтернативного мышления, умений быстро адаптироваться, выживать, используя свой творческий потенциал.

Основная идея обновления современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным,  функциональным и эффективным. Одной из приоритетных задач Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года стала разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы. Профильное обучение – особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Профильному обучению предшествует предппрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе, задачами которой являются:

-         выявление интересов, склонностей и способностей школьников;

-         формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

-         оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

-          формирование широкого спектра познавательных и профессиональных интересов.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников выделены три этапа предпрофильной подготовки.

I этап (1-4 классы) – формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества.

II этап (5-8 классы) – формирование у школьников интереса к профессиональной деятельности.

III этап 9 классы – формирование адекватного принятие решения о выборе профиля обучения.

В 9 – м классе осуществляется углубленная предпрофильная подготовка.

На этом этапе обучения важную роль в решении задач предпрофильной подготовки играют элективные курсы (3 часа – 2 элективные курсы + 0,5 информационная работа + 0,5 психолого-педагогическая диагностика).

Основные характеристики элективных курсов:

-         избыточность

-         вариативность

-         краткосрочность

-         оригинальность содержания

-         нестандартизированность

-         деятельностный подход

Учащимся  9 классов рекомендовали следующие. Все элективные курсы разделены на 4 типа:

1 тип – надстройка к профильным курсам. Обеспечивает повышенный уровень изучения отдельных учебных предметов

-         физика и экология

-         земля как планета.

2 тип направлен на удовлетворение познавательных интересов школьников

-         личная безопасность школьников

-         макраме

-         народное музыкальное творчество

3 тип подготовка к сдаче «Малого ЕГЭ» - уравнение  и неравенства с модулями

4 тип – представлен курсами, ориентированными на приобретение профессий востребованных на рынке труда:

-         профессиональная ориентация

-         психолого-педагогическая диагностика

Элективные курсы проверяют возможности каждого ученика и помогают ему в выборе профиля обучения в старшей школе. элективные курсы предлагаемые учащимся имеют развивающую, деятельностную, практическую направленность. После прохождения элективных курсов учащиеся сдают зачет в виде: проекта, исследовательской работы, творческую работу и т.д.

17 часов – это информационная работа, классные руководители отводят на знакомство школьников с местными учебными учреждениями, изучают особенности их образовательных программ, условий приема, посещения дней открытых дверей, встреча с людьми разных профессий.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

1.                   обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности существующих профессий

2.                   способствовать формированию о правильной мотивации выбора профессий

3.                     сформировать представления о потребностях рынка труда.

17 часов психолог школы проводит психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование. Анализ мотивов выбора профессии показал, что ученики руководствовались следующими принципами:

1.     хорошая оплата труда

2.     общение с людьми

3.     престиж

4.     выбор родителей

Каждый ученик 9 класса оформляет портфолио (портфель учебных достижений учащегося).

Что включает в портфолио?

-         официальные документы

-         курсы по выбору (элективные курсы – зачет, элективные курсы – прослушивание)

-         творческие работы по элективным курсам

-         социальные практики

-         отзыв и рекомендации (кл. руководителя, родителей, рецензии …)

 

Вступительные экзамены   (по профильным предметам)

 

В 2005\06 учебном году приказом отдела образования Спасского района нашу школу включили в эксперимент по введению профильного обучения. Проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащегося, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности мера их подготовленности к успешной сдачи единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

 

1)     ШМО

2)     Проведение родительских собраний, классных собраний

3)     С мая по август учителя разрабатывали программы элективных курсов (всего 10 курсов)

4)     Разработали обязанности администрации

5)     4 класса: социально-экономический, социально-гуманитарный, естественно-математический, универсальный.

Какие документы надо иметь, чтобы открыть профильные классы?

К заявке прилагается:

-         свидетельство об аттестации и государственной аккредитации учреждения;

-         выписка из протокола заседания органа самоуправления учреждения;

-         сведения о материально-техническом и учебном оборудовании;

-         сведения о кадровом обеспечении (образование высшее, имеет I или высшую кв. категорию, стаж работы не менее трех лет, прохождение курсов за последние 5 лет)

-         учебный план предпрофильной подготовки;

-         проекты перспективных учебных планов планируемых профильных классов (10-й и 11-й классы);

-         сведения о программном обеспечении выбранного профиля (учебниках, программах, наглядных пособий)4

-         локальные акты;

-         сведения, подтверждающие результативность деятельности учреждения по выбранному профилю за три последних учебных года, победители и призёры районных, республиканских олимпиад, конкурсах, фестивалях по профильном предметам).

В документах Министерства образования в старшем звене общеобразовательной школы для экспериментальной отработки предлагаются следующие профили: физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, информационно-технологический, оборонно-технологический и т.д. Профили выбирает сама школа. И для каждого профиля разработаны базовые общеобразовательные предметы и профильные общеобразовательные предметы (математика, иностранный язык, русский язык и литература, история, ФЗК, естествознание в гуманитарных классах, обществознание в технических профилях). Например: соц.- экономический базовый общ. предметы – русский язык, литература, инз., история, ФЗК, естествознание, ОБЖ, татарский язык; Профильные  - экономика, право, география, математика.

Гуманитарный профиль – базовый общ. предметы – математика, обществоведение, ФЗК, естествознание.  Профильные общ. предметы – русский язык, литература, иностранный язык, история, искусство.

Для примера рассмотрим набор кусов и необходимых вступительных экзаменов на естественно-математический профиль:

1)                   Вступительные экзамены, которые сдают учащиеся, поступающие на этот профиль: геометрия, физика, химия. Из предлагаемых 3-х экзаменов выбирают  один в качестве выпускных по выбору, которые и являются вступительными на профиль.

2)                   В качестве базовых общеобраз. предметов являются русский язык, литература, татарский язык, тат. литература, история, обществознание, география, ФЗК, ОБЖ. Перечисленные базовые предметы являются обязательными для всех учащихся, обучающихся на профиле.

3)                   Следующей составляющей профильного обучения являются профильные общеобразовательные предметы, позволяющим ученикам на повышенном уровне сложности изучить материал программ, в которых будет отражена направленность профиля. К числу таких профильных предметов на естественно-математическом профиле относятся: математика, физика, химия, биология.

 

Ещё одним обязательным компонентом системы профильного обучения являются элективные курсы. Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы – обязательные для старшеклассников. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Универсальный класс:

1.     практикум для решения расчетных задач по химии

2.     культура общения

3.     здоровье и окружающая среда

4.     человек и природа

5.     школа здорового питания

6.     информатика.

Естественно – математический профиль:

1.     оформление деловых бумаг

2.     деловой английский

3.     информатика

Социально – экономический:

2.     оформление деловых бумаг

3.     школа здорового питания

4.     культура народов мира от эпохи просвещения до новейшего времени

Гуманитарный:

1.     информатика

2.     разные жанры сочинения

 Ученикам в процессе обучения на профиле нужно выбрать 3 курса из 10 элективных курсов предлагаемых школой. Элективные курсы выполняют три основные функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне. Другие – служат для внутри профильной специализации обучения (в этом случае школа превращается в традиционную школу с углубленным изучением предметов отдельных предметов). В-третьих – способствуют удовлетворению познавательных интересов учащихся в различных образовательных областях и сферах деятельности.

Таким образом, выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов в пределах нормативов учебного времени, установленного СанПинами и базовым учебным планом, каждая школа, каждый класс, а в принципе каждый ученик, вправе формировать собственную учебную траекторию.

 

 

Hosted by uCoz