Болгарская средняя школа №1

 

 

 

Районный семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по теме:

«Профильное обучение»

 

Наталья Геннадьевна

учитель географии

I квалификационной категории

 

 

 

20 апреля 2006 г

 

 

 

 

 

Урок – практикум.

Африка. Общая характеристика. Субрегиональное деление.

 

Цели:

           1.Формирование самостоятельной  деятельности учащихся при оценке    

              природно – ресурсного потенциала и уровня экономического

              развития Африканского континента.

           2.Продолжать формировать навыки и умения:

              а)Анализировать статистический и  картографический материал;

              б)Давать краткую характеристику отрасли, делать выводы;

              в)Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать,

                 обобщать, рецензировать.

           3.Закрепление навыков работы в группе.

 

Оборудование:      Политическая карта мира, карта размещения населения, атласы, учебники, тетради.

                                

 

I.Организационный момент.

                                  Настрой на урок.

                                  Энергизатор «Пожелание»: начнем с того, что выскажем друг другу

                                  пожелания на урок, сегодняшний день «Я желаю тебе...».

 

II.Мотивация.

                                 Тема урока:  Африка. Общая характеристика. Субрегиональное деление.

Учитель:                 Что вы должны узнать на уроке?                                    

                                 ( стр.244, схема 8, чтение плана – схемы).

                                  Что вы должны уметь?

Учащиеся:               Пользоваться картами атласа, ДТ (стр. 254-255), статистическими данными, картосхемами, визитной карточкой.

                                      Работать в паре.

 

III.Усвоение материала.

                                    Цель практикума: выяснить, какое положение занимает регион по уровню социально-экономического развития.

 

ЭГП:                        1. Оценка границ (наличие или отсутствие выхода к морю).

                                 2. Положение к транспортным путям международного значения.           

                                 3. Положение по отношению к другим материкам и влияние на развитие.

                                 4.Изменение во времени.

                            

                               - Какие изменения и почему произошли на политической карте Африки после второй мировой войны?

                               - Какие из стран являются республиками и монархиями? Каково административно – территориальное устройство?

                                (Работа в паре по визитной карточке, составление таблицы).

                

              

Монархия

Республика

Федерация

Унитарные

Лесото

Все остальные

ЮАР

Все остальные

Свазиленд

 

 

 

Марокко

 

 

 

                                   

                                        - С какой целью создана Организация Африканского Единства?

 

Вывод:                        Африка – регион территориальных споров. Сказывается      колониальное прошлое.

 

Природные                Задача: Оценить природные предпосылки для развития хозяйства.

условия и                    а)Задание №2 стр.256, атласы стр.2-3,12-13.   

ресурсы.                   

                                 

Богатые разнообразными природ. ресурсами.

 

Нефтяные страны.

 

Бедные природными ресурсами.

ЮАР

Алжир

Сомали

Заир

Египет

Судан

Гвинея

Ливия

Эфиопия

Замбия

Нигерия

 

 

Габон

 

                                 

                                б)Характеристика по картам атласа агроклиматических, водных, лесных, земельных ресурсов.

 

Вывод:                    Обладает природно – ресурсным потенциалом для развития хозяйства.

 

Население:             а)Определить численность. Составить таблицу:

                      

Более 20 млн.человек.

Более 100 млн.человек.

Египет, Судан,

Нигерия(135)

Алжир, Конго,

Нигер(103)

Марокко, ЮАР,

 

Эфиопия, Кения,

 

Уганда.

 

 

                               б) стр.57: На каком этапе демографического перехода находится регион?

                               в) Этнический состав.

                                   Что такое геноцид?

                               г) Размещение населения.

                                   Каковы причины неравномерного размещения?

                                   Каковы уровень и темпы урбанизации?

 

Вывод:                        Преобладает сельское население. Основные причины социально -  экономического характера.

 

Физкультпауза:        Упражнение для глаз.

 

Хозяйство:                     Какова отраслевая структура  хозяйства?

                                        Составление таблицы по картам атласа.

                                  

              Виды сырья

            Страны – производители.

         Алмазы

          ЮАР, Конго,

         Золото     

          ЮАР,     

         Кобальт     

          Конго,

         Уран

          ЮАР, Намибия,

         Медные руды

          ЮАР, Конго, Замбия,

         Каменный  уголь

          ЮАР,  

         Нефть, газ. 

          Северная Африка.

               

                                         В с\х –преобладание тропического земледелия.

                                         Каковы основные черты колониального типа хозяйства?                                                 

                                         

Вывод:                           Однобокое развитие хозяйства, преобладание монокультуры.   Экспортная направленность; зависимость от внешнего рынка (вывоз сырья, ввоз готовой продукции).

 

Транспорт:                    Атласы, стр. 24 – 25

                                       - Можно ли говорить об общеафриканской  транспортной сети?

                                       - Почему большинство железных дорог имеет характер изолированных линий?

                                         - Чем объяснить наличие большого морского флота у Либерии?

 

 

Общий вывод:                Регион относится к группе развивающихся стран. Находится на низком уровне социально – экономического развития. Существует дифференциация между странами.

 

Дом. задание:                 Читать стр. 250 – 254 .

                                         В чем заключается основное различие между главными частями региона?

 

Энергизатор:                   «Комплимент»

                                          (Поворачиваемся к соседу и говорим  что – нибудь  хорошее. Отвечаем «Спасибо» и говорим другому).         

Hosted by uCoz