Районный
семинар
заместителей
директоров
по
учебно-воспитательной
работе по теме:
«Профильное
обучение»
учитель
географии
I
квалификационной
категории
20
апреля
Урок –
практикум.
Африка.
Общая
характеристика.
Субрегиональное
деление.
Цели:
1.Формирование
самостоятельной
деятельности
учащихся при оценке
природно
– ресурсного
потенциала и
уровня
экономического
развития
Африканского
континента.
2.Продолжать
формировать
навыки и
умения:
а)Анализировать
статистический
и
картографический
материал;
б)Давать
краткую
характеристику
отрасли,
делать
выводы;
в)Вести
работу над общеучебными
умениями:
сравнивать,
обобщать,
рецензировать.
3.Закрепление
навыков работы
в группе.
Оборудование:
Политическая
карта мира,
карта
размещения
населения,
атласы,
учебники, тетради.
I.Организационный
момент.
Настрой на
урок.
Энергизатор
«Пожелание»:
начнем с
того, что
выскажем друг
другу
пожелания
на урок,
сегодняшний
день «Я желаю
тебе...».
II.Мотивация.
Тема урока:
Африка.
Общая
характеристика.
Субрегиональное
деление.
Учитель:
Что вы должны
узнать на
уроке?
( стр.244, схема 8,
чтение плана
– схемы).
Что вы
должны уметь?
Учащиеся:
Пользоваться
картами
атласа, ДТ
(стр. 254-255),
статистическими
данными,
картосхемами,
визитной
карточкой.
Работать в
паре.
III.Усвоение
материала.
Цель
практикума:
выяснить,
какое
положение
занимает
регион по
уровню
социально-экономического
развития.
ЭГП:
1. Оценка
границ
(наличие или
отсутствие
выхода к
морю).
2.
Положение к
транспортным
путям
международного
значения.
3. Положение
по отношению
к другим
материкам и влияние
на развитие.
4.Изменение
во времени.
- Какие
изменения и
почему
произошли на
политической
карте Африки
после второй
мировой войны?
- Какие из
стран
являются
республиками
и монархиями?
Каково
административно
–
территориальное
устройство?
(Работа в
паре по
визитной
карточке,
составление
таблицы).
Монархия |
Республика |
Федерация |
Унитарные |
Лесото |
Все
остальные |
ЮАР |
Все
остальные |
Свазиленд |
|
|
|
Марокко |
|
|
|
- С какой
целью
создана
Организация
Африканского
Единства?
Вывод:
Африка – регион
территориальных
споров.
Сказывается
колониальное
прошлое.
Природные
Задача:
Оценить
природные
предпосылки
для развития
хозяйства.
условия
и
а)Задание №2
стр.256, атласы
стр.2-3,12-13.
ресурсы.
Богатые
разнообразными
природ.
ресурсами. |
Нефтяные
страны. |
Бедные
природными
ресурсами. |
ЮАР |
Алжир |
Сомали |
Заир |
Египет |
Судан |
Гвинея |
Ливия |
Эфиопия |
Замбия |
Нигерия |
|
|
Габон |
|
б)Характеристика
по картам
атласа
агроклиматических,
водных,
лесных,
земельных
ресурсов.
Вывод:
Обладает природно
– ресурсным
потенциалом
для развития
хозяйства.
Население:
а)Определить
численность.
Составить
таблицу:
Более
20 млн.человек. |
Более
100 млн.человек. |
Египет,
Судан, |
Нигерия(135) |
Алжир,
Конго, |
Нигер(103) |
Марокко,
ЮАР, |
|
Эфиопия,
Кения, |
|
Уганда. |
|
б)
стр.57: На каком
этапе демографического
перехода
находится
регион?
в) Этнический
состав.
Что такое
геноцид?
г) Размещение
населения.
Каковы
причины
неравномерного
размещения?
Каковы
уровень и
темпы
урбанизации?
Вывод:
Преобладает
сельское
население.
Основные
причины социально
-
экономического
характера.
Физкультпауза:
Упражнение
для глаз.
Хозяйство:
Какова
отраслевая
структура
хозяйства?
Составление
таблицы по
картам
атласа.
Виды сырья |
Страны –
производители. |
Алмазы |
ЮАР, Конго, |
Золото |
ЮАР, |
Кобальт |
Конго, |
Уран |
ЮАР,
Намибия, |
Медные
руды |
ЮАР,
Конго,
Замбия, |
Каменный уголь |
ЮАР,
|
Нефть, газ. |
Северная
Африка. |
В с\х
–преобладание
тропического
земледелия.
Каковы
основные
черты
колониального
типа
хозяйства?
Вывод:
Однобокое
развитие
хозяйства,
преобладание
монокультуры. Экспортная
направленность;
зависимость
от внешнего
рынка (вывоз
сырья, ввоз готовой
продукции).
Транспорт:
Атласы, стр. 24
– 25
- Можно ли
говорить об общеафриканской
транспортной
сети?
-
Почему
большинство
железных
дорог имеет
характер
изолированных
линий?
- Чем
объяснить
наличие
большого
морского
флота у
Либерии?
Общий
вывод:
Регион
относится к группе
развивающихся
стран.
Находится на
низком
уровне
социально –
экономического
развития.
Существует
дифференциация
между странами.
Дом.
задание:
Читать
стр. 250 – 254 .
В чем
заключается
основное различие
между
главными
частями
региона?
Энергизатор:
«Комплимент»
(Поворачиваемся
к соседу и
говорим что – нибудь
хорошее.
Отвечаем
«Спасибо» и
говорим
другому).