Болгарская средняя школа №1

 

 

 

Районный семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по теме:

«Профильное обучение»

 

Маргарита Анатольевна Иванова

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

 

 

 

20 апреля 2006 г

 

 

 

 

Русский язык

Урок развития речи

10 класс

«Я Вам пишу …»

(экскурс в историю письма)

 

 

 

План урока

 

I.                   Организационный момент

II.                Речевая разминка. Ассоциация со словом «письмо»

III.             Сообщение темы урока

1.     История письма

2.     Работа в группах – сотворчество учителя и ученика (работа со справочной литературой)

3.     Формы писем

IV.            Закрепление навыков

1.     Словарный диктант

2.     Практическая работа «Открытое письмо», «Дети нашего времени»

V.               Итог урока

Упр. 362 стр. 423 «17 правил искусства написания писем».

Внимание на «Месячник родных языков»

I.                   Домашнее задание. Домашнее сочинение (участи в Республиканском конкурсе)

 

Цель:

1.     Углубить знания о письме, показать необходимость  эпистолярного жанра в повседневной речи.

2.     Закрепление и совершенствование навыков написания письма, история развития письма

3.     Развитие творческих  способностей учащихся, способности к сочинительству, формирование умений точно выражать свои мысли.

4.     Способствовать укреплению добрых отношений с людьми, коммуникациями.

 

   Оборудование:

1.     учебник

2.     дополнительная и справочная литература

3.     художественная литература, периодическая печать

4.     выставка книг

5.     высказывания (художественные тексты, в которых герои пишут или получают письма А.С. пушкин «Евгений Онегин», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Салтыков – Щедрин «Господа Головлевы», Гончаров «Обломов», Л. Толстой «Война и мир», Куприн «Гранатовый браслет» и многие другие)

 

 

       Тип  урока:  урок формирования, совершенствования умений и навыков.

       Вид урока: индивидуально – групповая работа

      Методы обучения: побуждающий, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, сотворчество учителя и учеников.

 

Ход урока.

 

 

I.                  Организационный момент

II.               Речевая разминка

-         инсценирование  «Письмо Татьяны к Онегену» А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

-         в каких  произведениях, изученных в 10 классе, вы встречали моменты, когда герои пишут письма или получают.  Отгадать и добавить. («Преступление и наказание»: «милый Родя, вот уже два месяца, как я не беседовала с тобой … Прощай, или лучше,  до свидания! Обнимаю тебя крепко, крепко и целую бессчетно. Твоя до гроба Пульхерия Раскольникова» (мать)

Гончаров «Обломов» «Вам странно, Ольга Сергеевна, вместо меня самого получить письмо, когда так часто видимся. Прочитайте до конца, и  вы увидите, что мне иначе поступить нельзя. Прощайте, ангел, улетайте скорее с ветки, где села   , так же легко, бодро и весело, как она, с той ветки, на которую сели невзначай».Прощальное письмо Обломова.

-         Какие ассоциации у вас возникают со словом «письмо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


III.                       Сообщение темы урока.

-               Так какая же будет тема нашего урока? (Назовем ее «Я к вам пишу» строки из произведения А.С. Пушкина).

Письмо – это эпистолярный жанр Русской эстетики XIX века П.Е. Георгиевский разъясняк:  «Под посланием, собственно, разумеется философское или литературное письмо.  В одном только послании (эпистоле) многие роды смешиваются вместе, ибо оно может быть страстным и поучительным, печальным и  язвительным»

-               Сейчас мобильный  телефоны, пейджеры6 – все эти современные средства    связи  постепенно вытесняют письма, единственным средством коммуникации, и написание писем было умелым искусством.

Однако и в наши дни не следует забывать об элементарных правилах корреспонденции.

-               А как складывалась история письма?

История письма насчитывает много тысячелетий. И первые письма, естественно, отличались от современных писем, если вы помните, древнее письмо называли пиктографией, латинское слово – pictus – рисованный, а греческое слово  - дгарво – пишу.

  2.    Затем было узелковое письмо 2500 г. до н.э. Племена инков передавали информацию при помощи    сочетания нитей и узелков. Каждое приспособление кипу представляло собой основной шнур с привязанной к нему сотней разноцветных нитей. И нити, и узелки, и их расположение, и цвет имели значение. Ученым не удается расшифровать узелковое письмо до сих пор.

         Письма , хранящие свои тайны. Некоторые древние письма и по сей день остается тайной за семью печатями. Не поддаются расшифровке письма народов долины   , живших 4000 лет назад и использовавших 300 знаков для записи информации. Не найден ключ к линейному письму, процветавшему на Крите в 3000 г. до н. э.

         Индейцы майя с территорий Центральной Америки 250 г до н. э разработали сложную систему письма с использованием примерно 850 значков – картинок. Обнаружены многочисленные связи между этими значками и современными диалектами тайн.

         Первое письмо – клинопись – в г. Уруке – Шумер около 3300 (Азия)

-               А что мы узнаем из словаря С.И.   о письме: Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – ни будь.

Письмо – одно из средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями. Различаются деловые и личные письма.

(На доске план личного письма, обратить внимание на памятку)

следует знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи.

Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы  с наблюдением о мире и человеке содержались в письмах, как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох.

Кроме личных писем существуют и служебные (деловые) письма, которые являются не только носителями определенной информации, но и правовым документом. Оно должно состоять из введения, доказательств, заключения.

В ведении излагаются причины и повод, для составления письма.

В доказательстве – история вопроса, факты и ссылки, цифровые данные.

Заключение – главный логический элемент письма, основная мысль документа: просьба, предложение, согласие, отказ.

Текст письма следует разделять на абзацы, каждый из которых должен содержать законченную мысль.

-               На какой бумаге пишут письма?

На первый взгляд, это мелочь, на какую не стоит обращать внимание, однако, эта мелочь говорит о воспитанности того, кто пишет, и о его отношении к адресату.

Согласно правилам хорошего тона, этикета, письма пишут только на  хорошей бумаге. Письма пишут от руки, но возможно и печатное письмо.

Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей.  Стачала  пишут об адресате и о том, что его интересует, и толь затем о себе самом.

Содержание письма должно быть подчинено логике, а не о том, что придет в голову.

В письме важно не только содержание, но и оформление. Письма с многочисленными ошибками не допускаются. Писать нужно разборчиво, при затруднении обратитесь к справочной литературе.

Заканчивая  письмо, уместно снова обратиться к адресату с вопросами о его жизни.

Если возникла необходимость что – то дописать и информация важна, следует написать:post scriptum, а затем необходимое. Подпись в конце обязательна.

Анонимные письма пишут только люди, не отличающиеся порядочностью. В конце письма ставят дату написания письма.

Отправляют в конверте, написав адрес, а раньше складывали, перевязывали письма нитью и скрепляли восковой печатью  (образцы).

В начале XVIII  века вместо конверта использовали чистый лист бумаги.

Кроме личных писем существуют и служебные письма.

Они имеют следующие реквизиты: Государственный герб Российской Федерации или республики, эмблему  организации или предприятия, наименование министерства или ведомства, учреждения, индекс связи, почтовый и  телеграфный адрес, номер телефона, счета в отделении Госбанка.

Какие формы служебных писем существуют

-               Письмо-сопровождение используется для уведомления отп­равителя о получении отправленных им документов или цен­ностей, подтверждения фактов и т. д.

Подтверждаем получение 9 тома «Русской литературы» (часть 1) — из серии «Энциклопедия для детей» (10 экземпля­ров) для использования в читальном зале Городской детской библиотеки № 3.

-               Письмо-просьба содержит просьбу о предоставлении ка­ких-либо сведений.

Просим сообщить о сроках проведения в текущем году 2-й Республиканской научно-практической конференции школьни­ков имени Л. Н. Толстого, о названиях секций и условиях учас­тия в их работе.

-               Письмо-ответ предоставляет запрашиваемые сведения, ин­формацию о выполнении требуемых действий в соответствии с полученным запросом или уведомлением о чем-либо.

На Ваше письмо от 17.11.03 за № 718/16-3 сообщаем, что 2-я Республиканская научно-практическая конференция школь­ников «Молодые таланты» состоится 2  апреля 2004 г. Планиру­ется работа следующих секций: краеведческой, исследова­тельской, литературно-творческой, переводческой.

В конференции могут участвовать учащиеся 5—11 классов любых школ, представившие свои работы: доклады, собствен­ные литературные сочинения (рассказ, эссе, репортаж, ин­тервью, сказку, песню, былину, басню и т. д.) на русском язы­ке, переводы произведений русских писателей на иностранные языки — в оргкомитет по проведению конференции не позд­нее 25 января 2004 г.

-               Письмо-напоминание обычно содержит напоминание об истечении или приближении установленного срока, в связи с чем необходимо принять определенные меры. Состоит оно из одной фразы.

Напоминаем, что срок возвращения книги «А.И. Куприн. Собрание сочинений. В 5 томах. Т. 5» в Центральную библиотеку г. Лощи истек 26 декабря 2003 г.

-               Письмо-извещение используется для сообщения или утвер­ждения какого-либо факта и обычно начинается словами со­общаем, извещаем, ставим Вас в известность.

Ставим Вас в известность, что для проведения районного конкурса чтецов, запланированного на 12—14 марта 2004 г., горо­дским управлением образования выделено 120 тысяч рублей.

-               Письмо-приглашение адресуется конкретному лицу или группе лиц и может быть направлено в учреждение.

 

 

   3.

 

Формы служебных писем

 

 


Письмо – сопровождение       письмо –     письмо -      письмо -            письмо -        письмо - ответ

                              просьба       извещение    напоминание   приглашение

 

 

 

В деловом письме не допускаются сокращения.

 

IV.                                          Закрепление умений и навыков

1.         Словарный диктант

            Начало - Уважаемый; рады сообщить Вам; пожалуйста примите наши извинения за  задержку ответа; благодарим за письмо.

            Содержание - Мы  уверены в том, что: обращаем Ваше внимание на тот факт, что мы не согласны с Вашей точкой зрения по следующим  причинам;

            Конец - Надеемся получить ответ в самое ближайшее время; будем весьма признательны за ответ.

-                                                   Разделите  слова на группы, которые можно употребить в начале письма, в содержании, в конце.

2.                                               Практическая работа с текстом

В последние годы часто появляется на станицах газет и журналов Открытое письмо,  обладающее целом рядом специальных свойств.

В открытом письме разговор ведется от первого лица, с прямым обращением к человеку или группе лиц, от которого ожидается ответ.

Задачи открытого письма – поставить вопрос, имеющий большое общественное значение, привлечь к обозначенной проблеме внимание широких  читательских кругов,  убедить и заставить адресатов, к которым обращено открытое письмо, принять конкретные меры по исправлению отмеченных недостатков.

Литературный прием, используемой автором открытого письма, позволит ему  вести рассказ в эмоциональной форме, своеобразно показать свое отношение к поднятому вопросу.

Открытому письму особенно свойственна непосредственность в выражении чувств.

Язык письма образен, страстен, полемичен.

  В открытом письме критического характера личное обращение к адресату иногда способствует ускорению решения поднятого вопроса

-         Работа с текстом «Дети времени»

-         Прочитайте текст

-         Известен ли автор открытого письма?

-         К какой проблеме старается привлечь внимание ученик школы?

-         Искренен и убедителен ли автор?

-         Какими языковыми средствами он  добивается этого: использование особой лексики; при помощи морфологии; синтаксических конструкций

-         Приведите примеры:

а) общеупотребительной лексики;

б) просторечной;

в) молодежного сленга

-         какую роль играет в тексте восклицательные предложения?

-         Приведите примеры односоставных предложений

-         Выделите обращения

-         Определите эмоциональную тональность письма

-         Актуальна ли проблема, поднятая автором открытого письма?

-         Что бы вы сказали ему, если бы он встретился вам?

V.                                             Итог урока

      А сейчас подведем итоги урока и  обратимся к учебнику , правильно ли мы разобрали правила написания писем.

Упражнение 362, стр 423 «17 правил искусства написания писем» (прочитать цепочкой)

VI.                                          Домашнее задание Творческая работа «Написание письма» - Месячник родных языков.

Год юбилея 100- летие Дмитрия Лихачева – человека высокой морали и нравственности, защитника культуры и русского языка.

Проходит IV Всероссийский конкурс 2Лучший урок письма» (положение конкурса на стенде). Вашему вниманию предлагаются темы для открытого письма:

-         «Письмо моей семье»

-         «Письмо президенту»

-         «Мой учитель»

-         «Хочу рассказать тебе о своем родном крае»

А нам есть о чем рассказать. Лучшие работы будут  отправлены на конкурс до 30 апреля 2006г.

 

 

 

Используемая литература

 

 

 

1.     Н.Г, Гольцова «Русский язык» 10- 11 класс. Москва 2Русское слово», 2005г стр. 423

2.     Энциклопедия этикета, Москва, «Рипол классик», 2000 г стр 465

3.     Ахбарова Т.Х., Скиргайко Т.О. Деловые бумаги. Пособие для учителей и учащихся Казань, 2003г стр. 8

4.     Е.Н. Леонович Русский язык В мире языка и речи, Москва, «»Аст – пресс» 1997г стр. 47

5.     С.Н. Львова «Язык в речевом обучении», Москва, «Просвещение» 1991г, стр 86

6.     Художественные произведения, периодическая печать.

 

 

Дети времени

(Открытое письмо моему ровеснику)

Дорогой мой ровесник!

Тебе столько же лет, сколько и мне. Тебя беспокоят те же проблемы, что и меня: модно одеваться, выглядеть красивым, умным, бесстрашным, находчивым. Разбираться в самой мод­ной музыке, классно танцевать. Неплохо бы при этом знать языки, русский и английский, даже несколько иностранных языков. И наизусть читать стихи, декламировать их по лю­бому поводу: в школе, на улице, на дискотеке, на катке. Чи­тать так, чтобы останавливались прохожие, кивали одобри­тельно, аплодировали, смотрели восхищенно. И кричали «Браво!» или «Молодец!». Ты знаешь: всего этого можно дос­тичь. Надо только стараться, стараться очень сильно!

Но, мой ровесник, мой незнакомый друг, есть одна самая страшная, самая неразрешимая проблема нашего времени — это СПИД и наркомания, болезни века. Мы с тобой устали слышать о том, что все «борются», все «предлагают пути», все озабочены. Боятся все, мы тоже боимся: и ты, и я. Но на­деемся, что эта чума нас не коснется. Ведь я умнее, устой­чивее других!

Неразрешимая проблема века! Но так ли уж она неразре­шима? Обрати внимание, с чего начинают свой школьный день твои одноклассники, друзья и близкие, знакомые и нез­накомые. Вот они остановились у киоска перед школой: кто купил жвачку, кто — банку пива, кто — сигарету. На каждой перемене у киоска веселое разноголосое. Посмотри на рассто­янии — ты увидишь там и меня, и себя. Потому что мы хо­тим доказать себе и показать другим, что мы тоже дети вре­мени.

Из туалетов идет легкий дым — курят и девушки и юно­ши. К вечеру болит голова, подступает тошнота. Не хочется работать, не хочется читать, не хочется веселиться.

А завтра утром опять тот же киоск. Та же веселая компа­ния с сигаретой и банкой пива в руках. И мы с тобой спешим к ним. Потому что нам надо показать другим - мы дети времени.

«Сигарета  - яд, алкоголь - отрава». Над нами висят эти слова, мы над ними хохочем, мы сильнее их.

Но почему же твой друг оставил учебу, а другой впал в апатию? Почему у молодой пары, которую ты знаешь хорошо, родился ребенок больным? Почему та девочка, которую ты обожаешь, охотнее общается с тобой за бутылкой вина? Почему ты с некоторых пор чувствуешь дискомфорт?  А куда ушла в последнее время моя уверенность в свои силы?

Ответ на эти вопросы – у школьного киоска!

Давай, мой ровесник, знакомый и незнакомый, начнем с себя, начнем с меня, с тебя!  Нас уже двое! Начнем с нас, ведь вдвоем всегда легче! Начнем сегодня, начнем сейчас! Скажу я – нет, скажешь ты – нет; нет – яду, нет – отраве! Потому что мы дети времени!

Дети времени великих свершений! Дети добра и счастья! Иди к нам и ты, и нас будет трое! Иди и не оборачивайся. Ведь мы дети времени!

Hosted by uCoz