УТВЕРЖДАЮ:
Директор СОШ № 1
___ Н.В. Ильдарханова
«___» _______ 200__ г.
ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
муниципального общеобразовательного
учреждения
«Болгарская средняя общеобразовательная
школа № 1»
на 2008 – 2010 уч. год
Программу составил: учитель информатики Н.В. Гречухин
г. Болгар
Пояснительная записка.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Анализ состояния образовательного процесса и уровня информатизации образовательного учреждения позволил выявить ключевые проблемы, решить которые призвана данная программа.
Ключевые проблемы, на решение которых направлена программа информатизации школы:
* Низкий уровень качества образования в среднем и старшем звене.
* Низкий уровень ИКТ - компетентности педагогов.
* Низкий уровень использования ИКТ в образовательном процессе педагогами школы.
* Недостаточно умений и навыков создания мультимедийных презентаций для защиты учебных и социальных проектов, подготовки к урокам.
* Невысокий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном обучении.
* Недостаточное количество цифровых образовательных ресурсов.
* Создание школьного сайта.
* Недостаточное использование ИКТ в управленческой деятельности.
Повышение качества образования через эффективное использование современных информационных технологий в образовательном процессе
1. Обучить педагогические и руководящие кадры информационным технологиям;
2.Обеспечить развитие сложившейся методологии образования школы за счет использования преимуществ компьютерных технологий;
3. Повысить уровень компетентности учащихся в области современных информационных технологий;
4. Осуществлять через проектную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий адаптации детей к реальной жизни;
5. Формировать у участников образовательного процесса навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач;
6.Создать банк материалов методического и учебного характера.
7. Создать единое информационно – образовательное пространство за счет создания локальной сети ОУ.
8. Организация издательской деятельности в школе.
9. Практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения.
10. Создание школьной медиатеки.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ
В настоящее время для нашей школе наиболее важной представляется работа по следующим направлениям информатизации образования:
1. Развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных; внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания).
2. Организация образовательного процесса с использованием информационно- коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий и для компьютерной поддержки уроков; переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе).
3. Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для начинающих, курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе).
4. Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ).
5. Дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям (организация курсов, факультативов, создание банка данных результатов работы курсов, факультативов, дистанционное образование школьников и учителей школы).
6. Организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, работа студий детского компьютерного творчества, участие в сетевых образовательных проектах).
7. Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам школы, проведение и консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.
8. Совершенствование МТБ.
(вкладка 2-я)
Школа имеет следующее техническое обеспечение для внедрения ИКТ в образовательный процесс и во внеурочную деятельность:
(вкладка 3-я)
Предполагаемый результат
Реализация данной программы :
· Повысит качество и доступность образования.
· Позитивно повлияет на создание в школе открытого образовательного информационного пространства.
· Повысит уровень информационной культуры учащихся и педагогических работников школы.
· Активизирует применение ИКТ во внеурочной деятельности и в учебном процессе.
· Обеспечит готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях (ИКТ компетентность педагогов).
· Позволит внести позитивные изменения в управлении УВП (поддержка средствами ИКТ: БД, автоматизированный учет, школьный сайт …)
Механизм управления реализацией Программы информатизации школы.
1. Мониторинг:
§ повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ - компетентности;
§ развития информационных, исследовательских, проектных умений учащихся;
§ участия школьников и педагогов в телекоммуникационных районных, региональных олимпиадах, конкурсах и проектах;
§ качества дистанционного обучения школьников, посредством сети Интернет, а также в заочных школах по программам углубленного изучения предметов;
§ обеспечения доступности качественного образования;
§ формирования и развития информационно-коммуникационных умений, навыков и способов деятельности школьников
2. Контроль качества и эффективности уроков и внеклассных мероприятий, проводимых с применением ИКТ.
3. Система совместной мыследеятельности педагогов, учащихся и родителей для анализа, планирования и коррекции путей реализации Программы. Рефлексия всех субъектов образовательного процесса (в малых группах, рефлексивно-программирующих семинарах).
Критерии эффективности реализации программы
Эффективность результатов по реализации Программы информатизации школы предполагается отследить по следующим критериям:
§ Увеличению количества педагогических работников, повысивших квалификацию в области ИКТ - компетентности и эффективно применяющих их в образовательной практике.
§ Повышению показателей качества образования.
§ Качеству и эффективности уроков и внеклассных мероприятий, проводимых с применением ИКТ.
§ Развитию информационных, исследовательских, проектных умений учащихся.
§ Увеличению количества учащихся, выполняющих учебные задания на творческом уровне, участвующих в телекоммуникационных районных, региональных и олимпиадах, конкурсах и проектах.
§ Количеству школьников, обучающихся дистанционно, в том числе посредством сети Интернет, а также в заочных школах по программам углубленного изучения предметов.
§ Числу выпускников основной школы, демонстрирующих компетентность в области ИКТ.
|
|
ЭТАПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ |
|
|
|||||
Этап |
Направление |
Мероприятия |
Срок |
Ответст-венный |
Результат |
Ресурсы |
|||
I Э т а п 2 0 0 8 г о д |
Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе |
1.Курсовая подготовка в области ИКТ. |
В теч.года |
Зам по УВР. |
Повышение квалификации в области использования ИКТ |
Школа ИМЦ |
|||
2.Участие в семинарах и мастер- классах |
В теч.года |
Зам по УВР |
|
Школа ИМЦ |
|||||
Организация ОП с использованием ИКТ |
1.Проведение уроков с использованием ИКТ. |
В теч. года. |
Учителя предмет. |
Повышение качества знаний |
Школа |
||||
2.Отслеживание эффективности применения ИКТ на уроках. |
В теч. года. |
Администрация |
Рекомендации учителям по эффективности применения ИКТ на уроке |
Школа |
|||||
3.Создание и пополнение медиатеки |
В теч. года. |
Библио-текарь, |
Медиатека школы |
Школа |
|||||
Учителя-предм-ки |
|||||||||
Развитие информационно-управленческой системы |
1.Заполнение базы данных (1С:ХроноГраф школа) |
В теч. года |
Админи-страция |
Заполненная база данных по всем разделам программы |
Школа |
||||
Секретарь |
ИМЦ |
||||||||
Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями |
Создание и поддержка школьного сайта. |
Октябрь |
КИТ |
Школьный сайт |
Школа |
||||
Пополнение школьного сайта (учителями). |
Январь |
ШК |
Школьный сайт (авторские страницы) |
Школа. Учителя |
|||||
Организация доступа к средствам ИКТ |
Организация работы медиа- кабинета |
В теч. года |
Рук. м/каб |
Доступ к средствам ИКТ учащихся и работников школы |
Школа |
||||
Совершенствование МТБ. |
Модернизация компьютерного класса |
По мере посту-пления средст |
директор |
|
Учредитель |
||||
Ii Э т а п 2 0 09 г о д |
Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе |
1.Курсовая подготовка в области ИКТ. |
По плану ИМЦ |
Зам по УВР. |
Повышение квалификации в области использования ИКТ |
Школа |
|||
|
|||||||||
ИМЦ |
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
2.Участие в семинарах и мастер - классах |
В теч. |
Зам по УВР. |
|
Школа |
|||||
|
|
||||||||
года |
ИМЦ |
||||||||
|
|
||||||||
Организация ОП с использованием ИКТ |
1.Проведение уроков с использованием ИКТ. |
В теч.года |
Учителя предмет. |
Становление системы использования ИКТ учителями-предметниками |
Школа |
||||
|
|||||||||
|
|||||||||
2.Отслеживание эффективности применения ИКТ на уроках. |
В теч.года |
Админи-страция |
Рекомендации учителям по эффективности применения ИКТ на уроке |
Школа |
|||||
|
|
||||||||
3. Пополнение медиатеки |
В теч.года |
Библио-текарь |
Формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса. |
Школа |
|||||
|
|||||||||
|
4. Проведение конкурса уроков с использованием ИКТ |
В теч.года |
Зам. диреатора по УВР |
Дидактические и методические разработки уроков с использовнием ИКТ |
Школа |
||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
Развитие информационно-управленческой системы |
1.Работа с управленческими базами данных. |
В теч.года |
Администрация |
|
Школа |
||||
|
|||||||||
|
|||||||||
2.Компьютерная поддержка расписания. |
В теч.года |
Зам директора по УВР |
|
Школа |
|||||
|
|||||||||
|
|||||||||
3.Создание локальной сети (расширение) |
1 полуг. |
директор |
Локальная сеть |
Школа |
|||||
Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями |
1. Участие в телекоммуникационных проектах. |
В теч. года |
администрация |
|
Школа |
||||
2. Наполнение школьного сайта образовательными материалами для учителей и учащихся |
В теч.года |
Школьная команда |
Школьный сайт |
школа |
|||||
|
|||||||||
|
|||||||||
Дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям |
Создание курсов по выбору по информационным технологиям для учащихся 7-9 классов. |
В теч.года |
Учителя предмет. |
Набор курсов по выбору |
Школа |
||||
|
|||||||||
|
|||||||||
Организация доступа к средствам ИКТ |
Консультирование по организации поиска материалов к урокам для учителей и учащихся. |
В теч. |
Рук. м/каб |
|
Школа |
||||
|
|||||||||
года |
|||||||||
Совершенствование МТБ. |
|
В теч.года |
Рук. м/каб |
Постоянный доступ в Интернет |
Школа |
||||
|
|
|
|||||||
По мере посту-пления средст |
Директор |
Школа |
|||||||
|
|
|
|||||||
|
|
|
|||||||
III этап 2010 год |
Развитие и совершенствование материальной базы школы. |
Обновление компьютерной техники. |
По мере посту-пления средст |
Директор |
|
Школа |
|||
Методическое сопровождение массового внедрения ИКТ в учебный процесс |
1.Создание банка данных результатов работы учителей и учащихся в области ИКТ; |
В теч. |
Учителя предмет. |
Банк данных результатов работы учителей и учащихся в области ИКТ |
Школа |
||||
|
|
||||||||
года |
Админи-страция |
||||||||
|
|
||||||||
2.Использование созданных материалов в образовательной деятельности |
В теч. |
Учителя предмет. |
|
Школа |
|||||
|
|
||||||||
года |
Админи-страция |
||||||||
|
|
||||||||
3. Создание материалов методического и учебного характера. |
В теч.года |
Учителя предмет. |
Материалы методического и учебного характера |
Школа |
|||||
|
|
||||||||
|
Админи-страция |
||||||||
Обобщение опыта работы по созданию единого образовательного пространства для всех участников образовательного процесса. |
1.Публикация материалов методического характера. |
В теч.года |
Учителя предмет. |
Материалы методического характера |
Школа |
||||
|
Админи-страция |
||||||||
|
|
||||||||
2.Проведение мастер - классов |
В теч. |
Учителя предмет. |
|
Школа |
|||||
года |
Админи-страция |
||||||||
|
|
||||||||
3.Выступления на семинарах |
В теч. |
Учителя предмет. |
|
Школа |
|||||
года |
Админи-страция |
||||||||
|
|
Техническое обеспечение
№ п/п |
Кабинет. |
Кол-во компьютеров, оргтехники |
Цели использования |
1. |
Информатика |
10 комп., проектор, экран |
Уроки информатики, других уч. дисциплин, факультативы. |
Интерактивная доска |
Индивид. работа учителей, поиск информации в Интернете, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, защита детских учебных проектов по предметам, классные часы, педсоветы учителей, метод. объединения учителей. Соц.педагог - сбор и обработка информации о детях группы риска, соц. паспорт школы |
||
2. |
Секретарь |
1 компьютер, 1 принтер МФУ |
Делопроизводство |
3. |
ЗАВУЧи |
2 компьютера, 1 принтер и 1 МФУ |
Делопроизводство, Администрирование |
4. |
Библиотека |
1 компьютер, 1 принтер |
АРМ, Делопроизводство |
5. |
Тат.яз. |
1 компьютер |
Уроки, Делопроизводство |
6. |
Мобильный класс |
планируется |
Уроки, Семинары. Презентации. Тестирование. |
7. |
Интерактивная доска |
планируется |
Уроки. (Химия.Математика.) |
8. |
Маркерные доски |
планируется |
Уроки. (Нач.кл.) |