Муниципальное общеобразовательное учреждение «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Спасского муниципального района РТ

 

Родительское собрание для  8 класса

                                   на тему:

 

«Общение в развитии личности».

 

Провела: классный руководитель, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории,  Копушова Т.А.

 

 

                                      2009 год.

 

 

Тема: Общение в развитии личности.

Цели:

1.Повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.

2. Стимулирование полноценного общения родителей с их детьми.

3.Выявление факторов риска для подростков 14-15 лет.

 

 

Ход родительского собрания.

 

1.     Введение в проблему.

 

Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов становления личности. На этом собрании мы затронем, пожалуй, самую важную сторону общения – общение в семье.

     Еще древнегреческий драматург Софокл в поэме «Антигона» писал:

“Ты прав, мой милый. Перед отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях, если не нашел опоры-
Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих.

 

Тысячелетиями именно семья была главной сферой педагогического воздействия на детей.

В семьях, где родители находят время для общения со своими чадами, готовы говорить с ними по душам, помочь делом и словом, у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в своих силах.

Если внимания не хватает – ребенок чувствует себя ненужным. В дальнейшем это может помешать ему строить отношения с друзьями, коллегами по работе, будущим супругом (супругой).

Однако если внимания слишком много, если родители стремятся контролировать, не оставляя шанса проявлять самостоятельность, такая гиперопека может также отразиться далеко не самым лучшим образом.

2. Тест. Давайте посмотрим, каково ваше, родители, отношение к детям: позитивное, негативное или недостаточное.

(родителям предлагается тест. который поможет определить, какой тип внимания дети получают в их семье)

Для теста каждый родитель получает набор цветных квадратов зелёного, красного и желтого цвета.

Отвечая на вопрос, родитель выбирает из набора квадрат того цвета, который соответствует его ответу на вопрос.

1

Я часто рассказываю ребенку о своем детстве.

ДА

НЕТ

2

Мы редко играем вместе с детьми.

ДА

НЕТ

3

Мой ребенок всегда готов рассказать мне новости, а иногда и секреты.

ДА

НЕТ

4

Я уверена, что если у моего ребёнка возникнут проблемы, они обратятся ко мне за помощью.

ДА

НЕТ

5

Я считаю, что нужно обращать внимание даже на небольшие оплошности ребёнка, ведь это помогает ему быть организованным

ДА

НЕТ

6

Мы ходим в музеи, театры, кино минимум два раза в месяц.

ДА

НЕТ

7

Если дети просят меня помочь им с домашним заданием, я и м обязательно помогаю.

ДА

НЕТ

8

Я точно знаю, какую книгу читает сейчас мой ребёнок.

ДА

НЕТ

9

Если мой ребёнок получает “3” или “2”, его ждет наказание.

ДА

НЕТ

10

Я часто стараюсь найти повод, что бы похвалить ребёнка.

ДА

НЕТ

11

Мы любим поговорить по душам.

ДА

НЕТ

12

Иногда мне кажется, что я трачу время только на то, чтобы ругать детей.

ДА

НЕТ

13

Я часто глажу ребенка по голове, обнимаю его.

ДА

НЕТ

14

Мой тон в разговорах с ребёнком часто строгий и назидательный.

ДА

НЕТ

15

Мне приходится делать уроки вместе с детьми, иначе они не сделают их вообще.

ДА

НЕТ

16

Я знаю, о чем мечтает мой ребёнок.

ДА

НЕТ

17

Я часто привожу своему ребенку в пример других детей или себя.

ДА

НЕТ

18

Если ребенок в гневе испортит вещи, он будет наказан.

ДА

НЕТ

19

Мы обсуждаем с ребёнком книги и фильмы.

ДА

НЕТ

20

Я рассказываю детям о проблемах в семье.

ДА

НЕТ

21

Мой ребенок может почувствовать и помочь мне, если я устала или нездорова.

ДА

НЕТ

22

Мой ребёнок говорит иногда, что ему хотелось бы быть со мной почаще.

ДА

НЕТ

23

Я испытываю удовольствие, разговаривая с ребёнком.

ДА

НЕТ

Результаты: подсчитайте, сколько квадратов красного, желтого и зеленого

цвета у вас получилось. За каждый квадрат вы получаете 1 балл.

Важны баллы за ячейки каждого цвета, кроме не выделенных.

Позитивное внимание

От 0 до 5 баллов:

Возможно, вашему ребенку не хватает позитивного внимания. Вы слишком заняты на работе и по дому, но ребенок испытывает острый дефицит общения! Помните, важно не количество внимания, а качество. Можно рассказать ребенку о своем детстве, послушать о его школьных проблемах, пока вы моете посуду или готовите ужин. А еще лучше делайте это все вместе.

От 5 до 10 баллов:

Возможно, ваш ребенок испытывает дефицит внимания. Подумайте, может быть, ваше общение носит формальный характер: накормить, напоить, посмотреть дневник? Но этого мало! Важно интересоваться чувствами ребенка его повседневными делами.

От 10 до 15 баллов:

Вашему ребенку достаточно внимания. Вы сумели создать доверительные отношения. Ребенок чувствует “тыл”, знает, что может обратиться к вам за советом. Это хорошая почва для его личностного, интеллектуального и эмоционального развития.

Недостаточное внимание

От 1 до 4 баллов

Вашему ребенку хватает внимания. Возможно, его даже чересчур много. Подумайте достаточно у него свободы? Или абсолютно все его проблемы вы решаете вместе (или за него)? Не слишком ли вы навязчивы в стремлении разделить каждую его мысль и действие? В такой ситуации в социальное и личностное взросление ребенка замедляется, и он надолго может остаться зависимым, неуверенным в себе и несамостоятельным.

От 5 до 9 баллов:

Скорее всего, вы и в “зеленом” блоке вы набрали среднее количество баллов. А это значит, что ребенок испытывает некоторый дефицит общения с вами. Постарайтесь быть более отзывчивыми к просьбам и повседневным заботам своих детей, делайте их союзниками в общесемейных делах: выборе новой мебели, помощи по дому и заболевшим родственникам.

От 9 до 13

У вашего ребенка острый дефицит общения! Если вы слишком заняты на работе, постарайтесь посвящать ему каждую свободную минуту. Подбодрите, похвалите, погладьте по голове своего ребенка, иначе очень скоро вам будет сложно найти с ним общий язык.

Негативное внимание

От 0 до 2 баллов:

В ваше семье все хорошо: ребенок получает достаточно позитивного внимания и сего самооценкой все в порядке!

От 2 до 4 баллов:

То ли ваша родительская позиция слишком строгая, то ли вы мало общаетесь с ребенком, и он старается привлечь к себе внимание не слишком образцовым поведением, но иногда вам кажется, что он слишком много делает не так. Не ругайте детей из – за пустяка. Лучше подбодрите ребенка, скажите ему, что в следующий раз у него обязательно все получится!

От 4 до 8 баллов:

Ваш ребенок настолько привык к тому, что его постоянно ругают и поучают, что уже и забыл, может ли быть по – другому. Что бы привлечь к себе ваше внимание он ведет себя так, чтобы вы в очередной раз вышли из себя и пообщались с ним с помощью подзатыльников и нотаций. Постарайтесь изменить свое поведение.

Начните хвалить ребенка, даже если кажется, что не за что. Старайтесь чаще гладить его по голове и просто разговаривать с ним, не поучая. Через некоторое время вы заметите, что скандалы прекратились, оценки в дневнике улучшились. А самое главное, вы поймете, что позитивное общение с ребенком может быть очень простым и приятным как для вас, так и для него.

3.Работа с записками детей.

(заранее, дня за 3 до собрания дети получают задание - записать фразы, с которыми к ним обращались родители).

Классный руководитель предлагает обратится к тому, что услышали от своих родителей дети в течение 2 – 3 дней. Классный руководитель достает из конверта и зачитывает записки детей.

Итог: Посмотрим, какие аспекты общения отражают названные фразы:

- что надо сделать;

- обмен информацией;

- обмен эмоциями;

- поощрение; психологическая поддержка,

- угроза наказания.

(назовем количество фраз к каждому аспекту)

Вывод: Среди фраз, обращенных к детям родителями, преобладают фразы, содержащие указания, угрозу наказания и обмен информацией.

4.К чему может привести неправильное: недостаточное или избыточное внимание родителей к детям и их не столь активное общение с детьми?

Первая дорога – на улицу – во внешний мир – мир прекрасный, удивительный, мир соблазнов и привычек, подчас вредных. Мир, в котором дети подвержены риску. Вы скажете: «Ничего подобного. Со мной не было проблем в воспитании  у моих родителей. Я учился хорошо, не курил, увлекался спортом, значит и мои дети пойдут по правильному пути».

Но давайте будем объективны. Сегодня у подростков больше проблем. Для них больше соблазнов, больше информации нисходит из внешнего мира, чем для детей, росших 15-20 лет назад. У каждого ребенка есть тенденция к риску. Я это докажу, познакомив вас с результатами теста «Тенденция к риску у подростков».

         Тест: «Тенденция к риску у подростков»

 Ответьте на поставленные вопросы с максимальной откровенностью.

 

  1. Если бы ты ехал на машине, превысил бы ты установленную скорость, зная, что человеку нужна твоя помощь?
  2. Согласился бы ты участвовать в опасном эксперименте ради хорошего заработка?
  3. Встал бы ты на пути опасного врага?
  4. Мог бы ты ехать на подножке товарного вагона, который мчится на большой скорости?
  5. Можешь ли ты всю ночь не спать, общаясь с друзьям?
  6. Стал бы ты первым переходить бурную реку?
  7. Дал бы ты деньги другу, зная, что для этого их нужно взять у родителей, родных в известность?
  8. Вошел бы ты в клетку с тигром, если бы тебя предупредили, что это безопасно?
  9. Мог бы ты залезть на крышу дома, чтобы просто полюбоваться видом?
  10. Мог бы ты без тренировки управлять лодкой?
  11. Рискнул бы ты схватить за уздечку скачущую лошадь?
  12. Мог бы ты пройти по бревну над бурной рекой?
  13. Мог бы ты совершить прыжок с парашютом?
  14. Мог бы ты проехать без билета и денег большое расстояние?
  15. Сел бы ты в машину с водителем, который пьян?
  16. Мог бы ты прыгнуть с горы в реку?
  17. Если тебе надо было бы делать срочную, но очень опасную операцию, ты бы согласился?
  18. Мог бы ты кататься на подножке трамвая?
  19. Мог бы ты подняться в лифте с большим количеством людей, чем положено по норме?
  20. Мог бы ты за большие деньги совершить безрассудный поступок?
  21. Мог бы ты выполнять работу с риском для жизни?
  22. Мог бы ты на спор прыгнуть в ледяную воду?
  23. Мог бы ты что-то сделать по указанию авторитетного для тебя человека, зная, что это сопряжено с риском?
  24. Мог бы ты выполнять какую-то работу по инструкции?
  25. Мог бы поехать в опасное путешествие с риском для жизни?

 

Шкала ответов:

-2-нет;

-1-скорее нет, чем да;

0-трудно сказать;

+1-скорее да, чем нет;

+2-да.

Общая оценка подсчитывается как сумма баллов по всем пунктам опросника. Чем сумма баллов выше, тем сильнее склонность к риску у отвечающего на вопросы.

 

5. Работа по проектированию оптимальных вариантов общения родителей с детьми.

Классный руководитель: Полноценное общение предполагает наличие невербальных проявлений. Около 60% информации человек получает невербально. Очень важно, чтобы речевое высказывание сопровождалось соответствующим невербальным подкреплением.

         К доске приглашаются 3 желающих из числа родителей. Каждый из них получает карточку, на которой написано слово, обозначающее одно из эмоциональных состязаний человека. Они должны это чувство выразить невербально:

         - изумление

         - тревога

         - злость

         - радость

         - огорчение

         -интерес

 

Остальным присутствующим предлагается отгадать, какое чувство выражается.

 

6. С помощью разноцветных карточек присутствующие разбиваются на 3 группы. Каждая из групп через 5 минут должна внести свой вклад в «Банк общения», предложив перечень возможных поощрений и наказаний, которые можно использовать в семейной практике. (представитель от каждой группы называет перечень поощрений и наказаний).

 

         Послушайте, какой банк общения предлагают психологи.

Поощрение:   Похвала (выражение радости и благодарности),

Ласка(ласковые слова, ласковые прикосновения), Развлечение(совместные прогулки, дискотеки),                

Восхищение(публичное),

Лестное сравнение с почитаемым авторитетом,

Проявление уважения(общение «взрослый – взрослый»).

 

Наказание:        Лишение удовольствий, привилегий,

                            Запрет на приятную деятельность,

                            Смена дружеского тона на строгий,

                            Наряд «вне очереди».

 

Итоги собрания:

Классный руководитель: Советы психологов – неотъемлемая помощь родителям в воспитании их детей, но первым помощником, я считаю, особенно в условиях нашего города –является школа. И я призываю Вас , родители, к сотрудничеству со школой. Только работая вместе, мы можем добиться нужных результатов. Мы предлагаем различные виды совместной работы – совместные спортивные праздники, концерты, творческие конкурсы и многое другое. Чтобы не быть голословной, предлагаю видеоряд, с фотографиями проведенных мероприятий.

 

 

Кл. руководитель: Находите время для работы – это условие успеха. Находите время для размышлений – это источник силы. Находите время для общения – это условие счастья.

 

Счастья, успехов в нелегком труде – воспитании детей.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz