«Составление и реализация школьных целевых программ»

Заместитель директора

по воспитательной работе

Рыбакова Л.С.

Целевая программа воспитательной деятельности, как правило представляет собой отдельный документ, утверждённый руководителем , ориентированный на решение каких – либо конкретных, актуальных проблем.

Существует ряд ФЦП и  не будем их делить на воспитательные и образовательные, так как вам известно об единстве этих процессов.

«Программа развития образования на 2006-10 г»

«Русский язык» 2006-10 г.

«Дети России» 2007-10 г.

«Электронная Россия» 2007-10 г.

«Комплексные меры по противодействию злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту» на 2005-09 г. В рамках данной программы есть целевая статья «Организационно-воспитательная работа с молодёжью»

«Повышение безопасности дорожного движения» 2006-12 г.

«Развитие физической культуры и  спорта» 2006 -15 г.

«Патриотическое воспитание граждан РФ» 2006- 10 г.

 Важную роль в организации жизнедеятельности школьной общности играют системно-интегрирующие формы организации воспитательного процесса, какими являются  тематические школьные  целевые программы.

Любая школьная целевая программа создаётся на основе  Федеральной Целевой программы.  Например, наша школьная целевая программа «Патриот» создана на основе ФЦП «Патриотическое воспитание граждан РФ»

Целевая программа «Семья» на основе ФЦП «Дети России»

Целевая программа «Выбери жизнь» на основе  целевой статьи «Организационно- воспитательная работа с молодёжью»

Целевая программа «Здоровье» на основе ФЦП «Повышение безопасности  дорожного движения», «Развитие физической культуры и спорта», «Дети России».

Тематические целевые программы – это прежде всего, совместная деятельность детей и взрослых, проводимая по определённой тематике в разновозрастных коллективах. Очень важным аспектом этих программ является создание возможностей, как педагогу, так и учащимся найти дело по душе в рамках программы, а значит проявить творчество.

Например, в рамках  реализации школьной программы «Патриот» предлагается не только    организация каких-либо мероприятий, но так же целенаправленная  работа по данному направлению  в процессе обучения, работа со средствами массовой информации, формирование организационно-методических основ, обеспечивающих функционирование программы ( разработка программ, разделов плана воспитательной работы, конкурсы на лучший сценарий, реферат, методическую разработку.

Чтобы успешно составить целевую программу необходимо соблюдение определённых принципов:

- Принцип системности ( единство целей задач, содержания, педагогических технологий)

- Принцип конкретности ( включение в план конкретных дел, определение конкретных сроков и ответственных за их выполнение)

- Принцип диалога (участие в планировании всех участников воспитательного процесса:  учеников, педагогов, родителей,  а так же взаимодействие с социальными партнёрами)

- Принцип индивидуальности (учёт индивидуальных особенностей детей и взрослых)

- Принцип научности (требование опираться на достижения психолого-педагогической науки по проблемам воспитания и развития личности

- Принцип корректности ( внесение изменений в жизнь школы, как «живого организма») .

Творчески нужно подойти к планированию такого раздела программы, как содержание программы. Рекомендуется учитывать общественные даты, национально-региональные возможности. Здесь хотелось бы остановиться прежде всего на календаре знаменательных дат, который ежегодно составляется в нашей школе и с учётом которого вносится  то или иное мероприятие в план конкретных действий. Ну и конечно мы опираемся на традиции  школы: работа ШНО, вечер встречи выпускников, праздник семьи.

  Таким образом, каждая  целевая программа  должна содержать в себе

1. Обоснование её актуальности, т.е важности и необходимости её реализации в данное время и в данном ОУ

Говоря об актуальности программы «Патриотическое воспитание» мы мотивируем тем, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании В связи с этим , приоритетными и составными частями воспитательного процесса мы считаем гражданско-правовое и патриотическое воспитание подрастающего поколения. И реализуя данную программу нельзя забывать о воспитании  уважения к историко-культурному наследию своего народа, а для этого у нас богатый материал.

Общество, становится всё более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, телевидение и другие средства массовой информации – «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы.

Необходимость создания  и реализации целевой программы «Семья» обуславливается этими факторами. Невозможно промедление в решении этих проблем. Выход из этого положения возможен при взаимодействии семьи и школы, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семьи как главного воспитательного института.

Об актуальности такой целевой  программы, как профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании говорить не нужно. Просто хочется поставить акцент на том, что  профилактическая работа должна охватывать все возрастные группы школы и целью ее  должно стать не  столько разъяснение вреда, наносимого психоактивными веществами, сколько создание для подростков таких условий развития, чтобы наркомания приобрела в их глазах вид противоестественного явления.  Название  программы «Выбери  жизнь» отражает ее основную идею — формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. А  для повышения роли семьи в вопросах профилактики наркотизации в школе начата реализация программы «Путь к успеху».

2. Определение  конкретных задач воспитания на решение которых направлена данная программа

Наверное, название  «Целевая программа» говорит о  многом, а точнее любая такая программа преследует определённую цель, которая раскрывается рядом задач.

3. Описание основных путей и способов реализации поставленных задач. Этот механизм разнообразен. Например, программа  «Семья» реализуется через установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, программа «Выбери жизнь» через различные виды работы как индивидуальные, так и через групповые. Реализация программы «Патриотическое воспитание» невозможна без  взаимодействия с социумом.

4.  Реализация целевых программ невозможна без перечня конкретных важных действий, направленных на достижение определённых программой задач воспитания. Без определённых мероприятий программа будет  содержать лишь общие фразы. Причём в мероприятия должны быть предназначены для всех участников воспитательного процесса: детей, родителей педагогов.

5. Ну и главное, к чему мы стремимся – ожидаемые результаты  или оценка эффективности реализации программы.

 

На первый взгляд составить целевую программу несложно – это процесс деятельности завуча, классных руководителей, родителей, детей. учителей-предметников. Только нужно помнить, что целевая программа – это не набор дел и мероприятий, а программа воспитывающей и развивающей деятельности как коллектива, так и личности

 

 

 

Hosted by uCoz